Африканские притчи


***Африканские притчи***

Привели в суд некоего человека, чтобы судья установил его вину. Разобрав дело, судья понял, что человек действительно виновен. Перед тем как вынести приговор, он спросил обвиняемого: 
— Хочешь ты сказать что-нибудь? 
Тот ответил, что ему нечего сказать, и незаметно для других показал судье три пальца. Заметив этот знак, судья тотчас прекратил разбор дела и отпустил всех по домам. А человек этот, вернувшись домой, послал судье три кабачка. И только тут судья понял, что его провели. Судья велел позвать человека и, когда тот пришёл, закричал: 
— Лжец! Ты обманул меня! Аллах тебя накажет! Вон, пошёл вон! 
Человек выбежал и крикнул судье: 
— Верно! Тот, кто копает яму другому, сам в неё попадёт! 

***

Один богач очень боялся смерти. Поэтому он сговорился со смертью так: когда придёт его час, смерть скажет ему об этом заранее, чтобы он смог приготовиться. 
Жил богач в превеликом спокойствии и одну только заботу знал: как бы побольше золота накопить. «Зачем раньше времени бояться смерти! — думал богач. — Когда скажет мне смерть: «Приготовься!» — тогда покаюсь во всех грехах и умру с чистой совестью». Так он и жил — год за годом. 
И вот однажды узнал богач, что смерть похитила из его стада маленького козлёнка. Но что для такого богача один козлёнок! Богач и думать об этом не стал. 
Прошло немного времени, и страшный мор напал на его стада. Что ни день — уносила смерть то козу, то коня, то буйвола. 
А богач думал: «Пусть уж лучше мою скотину истребляет смерть, только бы меня не трогала!» 
Потом дети богача стали болеть и один за другим умерли. Потом и жена умерла. А богачу ничего не делается. Ему смерть ничем не грозит. 
И вдруг является смерть к нему самому. 
— Идём, — сказала, — пришло твоё время! 
Богач рассердился: 
— Почему же ты, смерть, своё слово нарушила? 
А смерть сказала: 
— Нет, я своё слово сдержала. 
— Как же это сдержала! — кричал богач. — Ты, видно, забыла про наш уговор! Ты же обещала заранее меня предупредить! А сейчас я ещё не могу с тобой идти, я ещё не приготовился умирать! 
— Да разве же я тебя не предупреждала? — сказала смерть. — Я каждый день стучала в твой дом. Твои стада унесла — ты ничего знать не хотел. Детей и жену забрала — ты ни о чём не подумал. Каждый день тебе повторяла: «Приготовься! Я пришла!» Как же яснее тебе говорить? Видно, слон наступил тебе на ухо, если ты ничего не слышал и не понимал! 

С этими словами схватила смерть богача и унесла. 

***

Дело было давным-давно. В одной из пещер горы Арайат жил Синукуан (верховное божество племени пампанго до принятия ими христианства) судья зверей. Когда-то Синукуан жил в городе, но его смелость, честность и прямота у многих вызывала досаду, а то и ненависть. Против него устраивались заговоры, и наконец, опасаясь за свою жизнь, он оставил в городе всё своё имущество, всех друзей и, поселившись на горе Арайат, решил завести дружбу с обитавшими там животными. 
Звери очень скоро полюбили Синукуана. Он обладал способностью превращаться в кого угодно и, когда к нему приходило какое-либо животное, всегда принимал его обличье. Вскоре все обитатели Арайата признали его своим судьёй, мудрецом и правителем и приходили к нему со своими делами и тяжбами. 
Однажды на суд к Синукуану явилась птица и попросила его наказать лягушку, которая ночью так кричала, что не дала ей спать. Синукуан вызвал к себе беспокойную лягушку и спросил её, почему она так недостойно себя вела. 
— Господин, — почтительно ответила лягушка, — я просто звала на помощь, потому что увидела, как черепаха тащит на спине свой дом. Я испугалась, что она меня задавит этим домом. 
— Что ж, причина уважительная, — сказал Синукуан. — Можешь быть свободна. 
Вызвал он в суд черепаху и попросил её объяснить своё поведение. 
— Достопочтенный судья, — смиренно ответила черепаха, — я понесла свой дом, потому что светлячок рядом с ним размахивал огнём и я испугалась, как бы он не поджёг дом. Разве я не вправе защищать своё жилище от огня? 
— Твоя причина уважительна, — сказал Синукуан. — Можешь быть свободна. 
На другой день явился в суд светлячок. Судья спросил, почему он размахивал огнём. Светлячок тихим голосом ответил: 
— А как ещё я мог защитить себя от москита, который угрожал мне своим острым кинжалом? 
Его довод тоже был признан убедительным, и светлячка отпустили с миром. 
Наконец позвали на суд москита, и тот никак не смог толком объяснить, зачем ему понадобилось доставать свой кинжал. Синукуан приговорил его к трём дням тюрьмы. И пока москит отбывал заключение, у него вдруг пропал голос. С тех пор у москитов-самцов нет голоса и кинжалов своих они больше не достают, боясь наказания. 

***

Два молодых человека отправились к вождю просить у него одежду. А по дороге один и говорит: 
— Всё же самый великий из всех — бог. 
Но другой ему возразил: 
— Нет, самый великий из всех — вождь. 
Вот приходят они к вождю и просят: 
— Дай нам одежду. 
А второй взял да и выдал товарища: 
— Знаешь, что он сказал в пути? Он сказал, что самый великий на свете — бог. А я утверждал, что самый великий — ты! 
Вождь велел слуге принести два одеяния: одно целое, а другое — изорванное. И целое дал тому, кто его восхвалял, отрепья же дал второму. 
Получив то, что просили, молодые люди ушли. А вождь приказал своим слугам догнать юношей и убить того, кто, по его мнению, недостаточно возносил вождя. Но по дороге молодые люди поменялись одеждой, и слуги убили человека в отрепьях, а это как раз и был тот, который хвалил вождя. Когда вождь увидал, что тот, кто говорил о величии бога, остался жив, а тот, кто утверждал всесилие вождя, мёртв, он сказал: 
— Значит, бог и впрямь самый великий на свете. 

***

У одного вождя было три сына, все трое прекрасные юноши и знаменитые наездники, один лучше другого. Вождь решил разделить между ними своё имущество. Но кому из сыновей отдать большую часть? Собрал вождь своих советников и сказал им: 
— Я призываю вас в судьи. Пусть мои сыновья покажут вам свою ловкость в верховой езде. Они оседлают своих коней и встретятся у большого баобаба, что растёт за деревней. А вы смотрите, и кого вы признаете самым ловким, тот получит большую часть моего имущества. 
Трое юношей оседлали своих коней и прискакали к назначенному месту. Первым начал старший. Он пустил своего коня в галоп, направил его к баобабу и с разгону метнул в дерево копьё. Копьё пробило баобаб насквозь, а юноша прыгнул в возникшее отверстие вслед за своим копьём. Советники и вождь одобрительно захлопали в ладоши. Юноша поклонился им и ускакал. 
Настала очередь второго сына. Он пустил своего коня к дереву, потом натянул удила и перескочил через баобаб, не задев ни единой веточки. И его ловкость тоже была отмечена рукоплесканиями. Юноша поклоном поблагодарил всех и ускакал. 
Что мог сделать младший сын, чтобы превзойти своих братьев? Он покрепче уселся на коне, помчался к баобабу и мощным рывком выдернул всё дерево вместе с корнями. Потом, помахивая им, вернулся к отцу и его советникам. Взрыв рукоплесканий приветствовал его. Юноша положил вырванное дерево перед советниками, поклонился им и ускакал. 
И советники никак не могли решить, кто же из трёх братьев превзошёл других в ловкости. Кого из них назвать первым? 

***

Некий человек по имени Али собирался в путешествие. А деньги решил спрятать. Он взял горшок, насыпал в него деньги, сверху залил их мёдом и отнёс своему другу Танко. 
Прошло два года. Танко, думая, что Али уже не вернётся, решил посмотреть, что в горшке. Распечатал он его и увидел, что мёд испортился. Недолго думая Танко перевернул горшок, и тут из него высыпались деньги. Танко забрал деньги, а в горшок налил свежего мёда и снова запечатал горшок. 
Спустя некоторое время возвратился Али и попросил у Танко свой горшок. Распечатал он горшок, но денег в нём не нашёл. Пришёл Али к Танко и сказал: 
— Нехорошо делать так, Танко. Если тебе нужны были деньги, я бы и так их тебе дал. Но раз ты взял их без спросу, я требую, чтобы ты вернул их. 
Танко стал кричать, что никаких денег он не видел. 
Али обратился к судье, но тот отказался разбирать дело, так как Али давал деньги Танко без свидетелей. Тогда Али рассказал обо всём самому эмиру. Эмир велел позвать судью и советников и спросил их: 
— Сколько времени мёд может простоять и не испортиться? 
— Не больше года, — отвечали они. 
— А теперь попробуйте мёд в горшке Али и скажите мне своё мнение, — приказал эмир. 
Попробовали они мёд и подтвердили, что он свежий. 
— Ты слышал? — спросил эмир Танко. — Объясни же нам, как мёд, простоявший два года, остался свежим? 
И эмир приказал вернуть Али деньги, а Танко строго наказал. 

***

Однажды, давным-давно, встретились на дороге три человека и пошли дальше вместе. Один нёс в свёртке из больших пальмовых листьев варёное мясо, другой — хлеб из маниоки, завёрнутый в такие же листья. А у третьего ничего с собой не было, только собака, которая трусила рядом. Шли они, шли, наконец устали и остановились. Двое стали развёртывать свои свёртки. 
— Есть у меня мясо, да нет к нему хлеба, — сказал один. 
— У меня есть хлеб, да нет к нему мяса, — сказал другой. 
А третий сказал: 
— У меня нет ни хлеба, ни мяса, только вот этот пёс. Но когда трое идут одной дорогой, принято делить между собой еду. 
Они уселись все вместе и стали есть варёное мясо с хлебом из маниоки. Довольно скоро от еды у них остались одни листья, в которые она была завёрнута. Листья эти были брошены подальше в кусты, и пёс, который сидел в сторонке, дожидаясь, пока люди кончат есть, кинулся вслед за ними, чтобы облизать и подчистить остатки еды. 
Люди отправились в путь дальше. Они прошли некоторое расстояние, и тут владелец собаки сказал: 
— Пёс мой куда-то запропастился. Боюсь, он не может нас найти. Вернусь поищу его. Подождите меня. 
Те согласились: 
— Иди за своей собакой. Мы подождём, — сказали они и уселись у дороги. 
Человек вернулся к месту, где они ели, но собаки там не нашёл. Он направился дальше в кусты, куда были брошены листья, и тут увидел свою собаку. Она сидела на остове слона. Человек согнал её оттуда, вытащил слоновый бивень и вернулся к ожидавшим его товарищам. 
— Моя собака нашла слона, умершего в лесу, — сказал он им. — Как только мы дойдём до ближайшей деревни, я продам этот бивень и расплачусь с вами за ваше мясо и ваш хлеб. 
Но тот, у кого было мясо, ответил сердито: 
— Ты не имеешь права продавать этот бивень. Он — часть слона, который принадлежит мне. Если б я не нёс с собой варёного мяса и не бросил в кусты листьев, ни ты, ни собака никогда бы не нашли слона. Так что этот слон мой! 
Тогда второй сказал: 
— Откуда ты знаешь, за чьими листьями побежала собака, за моими или твоими? Конечно, за моими, в которые был завёрнут хлеб из маниоки. Нет, ты не имеешь права на слона. Он мой! 
А третий ответил: 
— Оба вы говорите не дело. Слона нашла собака, собака моя, а зачем она побежала, не имеет значения. Слон принадлежит мне. 
Но двое других не захотели с ним соглашаться. 
— Мы поделились своей едой с тобой и твоей собакой, — сказали они, — и не требовали никакой платы. Если б мы тебя не накормили, ты бы вообще не смог идти дальше, а мы, конечно, нашли бы слона и без тебя. За то, что ты съел, мы с тебя ничего не требуем, но и ты не имеешь никаких прав на слона. 
Так они спорили все сильней и сильней и ни до чего не могли договориться. Не смог их никто рассудить и в ближайшей деревне. 

***

Рассказывают, что некий человек взял к себе в услужение бедняка. У господина была невзрачная внешность, а слуга был красивым. Так они и жили: один приказывал, другой подчинялся. Но вот настали тяжёлые времена. Была засуха, и много людей погибло. Когда голод кончился, слуга подумал, что из тех, кто знал, что он слуга, никого не осталось в живых. Поэтому он, рассчитывая на свою приятную внешность, сказал господину: 
— Это ты мой слуга, а я тебе господин. 
Между ними начался спор, и слухи об их споре дошли до одного мудрого судьи. Судья предложил спорящим войти в башню и высунуть из неё в окно обе руки. Затем он, стоя снаружи, крикнул: 
— Ну, а теперь определи, где руки слуги, и отруби их! 
Услышав эти слова, бывший слуга быстро убрал руки и таким образом выдал себя. Так судья определил, кто из них господин и кто — слуга. 

***

Не далеко отсюда и не близко, в одной деревне жили два знаменитых лентяя. Слава об их лености разнеслась далеко по окрестностям. Каждый из них считал самым ленивым себя. Однажды они поспорили, кто из них крепче спит. Спорили-спорили и решили устроить состязание: кто кого переспит. В судьи позвали старейшин деревни. 
Первый лентяй пошёл к себе домой и стал готовиться ко сну. Чтобы не замёрзнуть, он разжёг огонь, лёг рядышком и тут же крепко заснул. А искры от огня попали на сухую соломенную крышу. Крыша загорелась, за ней загорелись стены дома. Но лентяй продолжал спать, ничего не чувствуя. Языки огня уже лизали ему пятки, уже задымилась на нём одежда, а он всё спал. Тут люди встревожились, что он так сгорит, вытащили его, спящего, из пламени и стали катать по земле, чтобы затушить тлеющую одежду. 
— Проснись, проснись! — тормошили они его. 
Наконец он проснулся и сонно пробормотал: 
— Дайте мне немного подремать! Я ещё не выспался. 
На следующий день отправился спать второй лентяй. Он улёгся на дороге у своего дома. Тем временем собрались тучи, хлынул ливень, и дорога превратилась в бурный поток. Вода подхватила лентяя и унесла в море. Он даже и не проснулся. В море спящего увидела большая рыба и проглотила его. Рыбу поймали деревенские рыбаки. Они принесли тяжёлую добычу в деревню и там вскрыли ей брюхо. В брюхе лежал лентяй и мирно спал. Люди вытащили его и стали тормошить: 
— Проснись, проснись! 
Лентяй потянулся и жалобно заныл спросонья: 
— Я только успел вздремнуть! Зачем вы меня будите? 
Судьи думали, думали и никак не могли решить, кто же кого переспал. 

***

В одной стране жили двое людей, всегда доверявшие друг другу. Один из них был богатым и уважаемым человеком, другой — бедным. Бедняк недоедал и плохо одевался, чтобы скопить денег. Собранные деньги он отдавал на сохранение богачу. 
И вот однажды, когда для бедняка наступило трудное время, он пошёл к богачу и попросил у него небольшую сумму из своих сбережений. В ответ на это богач сказал, что никаких денег не получал и не понимает, о чём идёт речь. Несколько раз бедняк приходил к богачу и просил его сжалиться над ним и вернуть деньги, но тот был неумолим. Тогда бедняк решил обратиться к судье. Судья выслушал его и спрашивает: 
— Когда ты давал ему деньги, были при этом свидетели? 
— Нет, кроме меня и его, никого не было, — отвечает бедняк. 
— В таком случае я допрошу его, а ты приходи ко мне через три дня, — сказал судья бедняку. 
Мудрый судья вызвал к себе богача и говорит: 
— Я вызвал тебя сейчас потому, что скоро уезжаю отсюда и оставляю службу. Я сам узнавал и просил других разузнать, кто здесь самый честный и надёжный человек, и все говорят, что ты. Так вот, поскольку я не в состоянии сразу же взять с собой все свои вещи и деньги, я решил часть оставить у тебя. Потом я пришлю к тебе человека и ты передашь ему эти вещи и деньги. 
«О, этот судья — важный человек? Он отдаст мне на сохранение много тысяч денег и различные вещи, — подумал богач, — Я возьму их, а потом скажу, что ничего у него не брал, и завладею этим богатством». Поэтому он с радостью принял предложение судьи. Через три дня, как было условлено, бедняк пришёл к судье. Судья сказал: 
— Иди и скажи богачу, что, если он не отдаст тебе твоих денег, ты пожалуешься судье. Услышав это, он сразу же вернёт тебе всё. 
Бедняк пошёл к богачу и сказал то, что ему посоветовал судья. Тот смекнул, что, если бедняк пожалуется на него, судья узнает о его нечестности и, конечно, не станет оставлять на сохранение свои богатства, и тут же отдал бедняку его сбережения. 

***

Один нубиец пришёл к другому и попросил у него взаймы пиастр. Тот дал ему две монеты по двадцать парасов, потому что в пиастре как раз сорок парасов. Но когда пришёл срок возвращать долг, второй нубиец принёс первому не две монеты по двадцать парасов, а пиастр. 
— Нет, — сказал первый нубиец. — Я дал тебе две монеты по двадцать парасов, вот и верни мне две монеты. 
— Но ведь в пиастре ровно сорок парасов! 
— Нет и нет! Взял две монеты — верни две монеты! 
Слово за слово, сначала поспорили, потом чуть не подрались. И решили оба идти к судье-кади, чтобы он их рассудил. 
Долго бился с ними кади, пока уразумел, в чём дело. Ещё дольше пытался примирить спорщиков. Наконец вышел из терпения, взял у второго нубийца пиастр, а первому отдал две монеты по двадцать парасов из своего кошелька. 
— Теперь ты доволен? — спросил кади. 
— Слава Аллаху! — воскликнул первый нубиец. — Наш кади — золотой человек, справедливый. А главное — умеет считать! 

***

Жили когда-то обезьяна и черепаха. У черепахи было одиннадцать детей, а у обезьяны не было семьи, и она бродяжничала. Пошла однажды черепаха работать. Закончив работу, она получила за неё деньги и купила на них мешок риса. Возвращаясь с рисом домой, она остановилась у края дороги, поставила мешок на землю и пошла собирать сушняк. Вернулась она с сушняком к месту, где оставила мешок, и видит: на мешке сидит обезьяна. Обезьяна сказала ей: 
— Эй, кума, посмотри — я нашла мешок риса! 
— Этот рис не для тебя, кума, — я купила его для своих детей; я оставила его у края дороги, потому что пошла собирать сушняк. Этот рис мой, и ты должна отдать его мне. 
Но обезьяна и слушать её не хотела. Она сказала: 
— Найденное принадлежит нашедшему! Я рис не отдам. 
Очень огорчилась черепаха, но что поделаешь? Она сказала обезьяне: 
— Что ж, кума, тогда хоть продай мне немного риса — детям дома есть нечего. 
— Не могу, кума, мой рис не продаётся; сходи в лавку к китайцу и купи у него. 
— Ну, ладно, кума, придёт день, и ты меня вспомнишь. 
И вот однажды сидела обезьяна на нижних ветках дерева, а хвост её свисал до самой земли. В это время мимо ползла черепаха. Она увидела обезьяну, крепко вцепилась в её хвост и закричала: 
— Я нашла обезьяний хвост! Найденное принадлежит нашедшему! Я ни за что его не отдам. 
— Эй, кума, ты что, шутишь? Ведь этот хвост мой! 
— Рис на дороге принадлежит тому, кто его нашёл, и хвост на дороге тоже принадлежит тому, кто его нашёл. 
Рассердилась обезьяна, потянула свой хвост — черепаха не отпускает, висит на нём. Обезьяна тянет — черепаха не отпускает, висит; и пошла обезьяна с жалобой в суд. 
Пришла она в суд и сказала: 
— Судья, присуди, чтобы черепаха отдала мне мой хвост. 
Черепаха сказала: 
— Судья, присуди, чтобы обезьяна отдала мне мой рис. 
Судья велел им всё рассказать и, когда выслушал их, спросил у обезьяны: 
— Где рис? 
Засмеялась обезьяна и похлопала себя по животу: 
— Здесь, судья! 
Судья позвал стражника и велел ему принести колоду. Стражник принёс и, положив на неё по приказу судьи хвост обезьяны, отрубил его. После этого судья сказал: 
— Найденное принадлежит нашедшему! Обезьяна нашла на дороге мешок риса — рис принадлежит обезьяне; черепаха нашла на дороге хвост — хвост принадлежит черепахе. Но если обезьяна захочет купить свой хвост, чтобы приклеить к тому, что у неё осталось, ей придётся заплатить за него черепахе мешок риса. А теперь идите. 

***

Однажды охотника застала ночь, и он уснул прямо на траве. Пока он спал, к нему в рот заполз червь и обосновался внутри него. Когда охотник проснулся, он почувствовал, что ему плохо, но не знал почему. Птица, видевшая это, рассказала охотнику, что внутри него поселился червь, и это грозит охотнику смертью. Тогда охотник сказал птице: 
— У тебя длинная шея и клюв, достань из меня червя и съешь его. 
Птица ответила, что она могла бы ему помочь, но боится, что охотник поймает её в мешок. Охотник клялся и говорил птице, что не будет её ловить, если та ему поможет. 
Как только птица достала из охотника червя и съела его, тот схватил птицу за шею и посадил в мешок. 
Придя домой он рассказал жене, как удачно поохотился. На что жена сказала ему: 
— Нужно быть благодарным, нужно было отпустить птицу. 
Но её муж не пожелал отпускать пойманную добычу. Ночью, когда он спал, жена вынесла мешок во двор, развязала его и отпустила птицу. Птица улетела, но перед этим выклевала ей глаза. 

***

Жил-был когда-то царь, повелитель всего живого на земле. При дворе его служили и люди, и звери, и птицы, и рыбы. А одним из придворных был баклан. Птица эта очень гордилась своей красотой. Баклан с важным видом прохаживался по царскому дворцу, помахивая длинным хвостом. А хвост у него был пречудесный, с раздвоенным кончиком, весь в чёрных пятнышках, как, впрочем, и всё оперение. 
Однажды царь приказал всем своим подданным явиться ко двору и предстать перед ним. И тут-то пескарь, направляясь в тронный зал, увидел стоящего у входа баклана. Сердце пескаря замерло: ведь баклан питается рыбой и больше всего на свете любит пескарей! Но вспомнив, что в стольном городе всем строжайше предписано соблюдать мир, пескарь успокоился. А у баклана даже слюнки потекли при виде такого лакомства. Однако он знал, что его обвинят в государственной измене и казнят, если даже он просто прикоснётся к пескарю. И всё же робость и неуверенность, которых нельзя было не заметить во взгляде и движениях пескаря, так и подталкивали баклана попугать его. Баклан уставился на пескаря, а когда тот испуганно взглянул на него, неожиданно подмигнул левым глазом. Пескарь громко вскрикнул и, выбежав из царского дворца, помчался во весь дух к своему дому. Но бедную рыбку тут же схватили и обвинили в измене. 
— Почему ты нарушил порядок и покинул дворец без моего разрешения? — грозно спросил царь. 
— Ваше величество, — отвечал пескарь, — мой заклятый враг баклан, стоявший у входа в тронный зал, посмотрел в мою сторону так, как будто бы собирался меня съесть. 
Поскольку тщательное расследование подтвердило слова пескаря, он был помилован. Баклану же за то, что он напугал бедную рыбку, было приказано в тот же самый вечер задать в честь пескаря пир. 
Баклан устроил пир и так радушно угощал пескаря разными винами, что тот свалился и уснул. Тогда коварный баклан оторвал у него хвост и спрятал его в ветвях дерева. Он хотел им полакомиться, когда его перестанут искать. 
А пескарь, проснувшись утром, обнаружил пропажу и горько заплакал. Баклан уверял его, что хвост украден ворами, которых так много в городе. Однако пескарь, хорошо зная коварные повадки баклана, не внял его доводам и обратился в суд. 
Заслушав свидетелей, суд решил, что, поскольку хозяин несёт ответственность за жизнь и имущество гостя, баклан обязан возместить ущерб, нанесённый пескарю, отдав ему свой хвост, который был тут же отрезан и приставлен к обрубку хвоста пескаря. Вот почему кончик хвоста у пескаря раздваивается и покрыт чёрными пятнышками, которых нигде на теле у него больше нет. А баклан не посмел снять с дерева украденный у пескаря хвост и воспользоваться им вместо своего. Ведь тогда бы все узнали, что он вор. 
Вот почему у баклана и по сей день нет хвоста. 

***

Как-то раз один человек попросил другого одолжить ему трубку. Тот одолжил. Человек набил трубку табаком и зажёг её. Но только он закурил, как трубка превратилась в прекрасную женщину. 
— Эта женщина принадлежит мне, — заявил владелец трубки, — потому что трубка была моей. 
— Ни в коем случае, — возразил другой. — Ты курил из этой трубки ежедневно, но ни разу она не превращалась в женщину. Я ж сделал всего одну затяжку, и, как видишь, трубка сразу обернулась красавицей. Так что это моя заслуга! 
Но первый не уступал. Они долго спорили и наконец решили пойти к богу, чтобы он рассудил их. Ньямье всё внимательно выслушал и сказал: 
— Женщина принадлежит тому, кто дал трубку. Поэтому, когда кто-нибудь что-нибудь просит, надо обязательно дать ему это. Кто знает, может, от такой услуги давший сам получит большую выгоду! 

***

Жили в одной деревне рыбак и охотник. Однажды рыбак задумал ловить рыбу, а охотник собрался в лес стрелять зверей. 
Первым вышел из дому рыбак. Он отправился к реке, там разделся, одежду сложил на берегу и вошёл в воду. В это время мимо проходил охотник и забрал одежду рыбака. 
— Эй, это моя одежда! — закричал из воды рыбак. — Положи её на место! 
Но охотник ответил: 
— Не надо было оставлять её на берегу. Ты мог повязать одежду вокруг бёдер. Я её нашёл, и теперь она моя. 
— Пойдём тогда к вождю, пусть он нас рассудит, — сказал на это рыбак. 
— Пойдём, — согласился охотник. 
И оба пошли на суд к вождю. Они рассказали, как было дело, и вождь сказал: 
— Ты, рыбак, действительно не должен был оставлять свою одежду на берегу. Охотник прав, надо было повязать её вокруг бёдер. Тот, кто нашёл одежду, может теперь взять её себе. 
Вернулся рыбак домой голый. В это время начался сильный дождь. Охотник как раз проходил мимо хижины рыбака и спрятался одной ногой под его кровлей. 
— Это моя нога, — сказал тогда рыбак и схватил охотника за ногу. 
— Отпусти мою ногу, — попросил охотник. — Идёт дождь, я просто хотел спрятаться. 
— Прячься у себя в хижине, — ответил рыбак. — А уж ногу мне оставь. Она теперь моя. 
Решили оба опять обратиться к вождю. Рассказали ему, как было дело. И вождь сказал: 
— Когда вы спорили об одежде, ты, охотник, решил, что имеешь право взять её себе, потому что рыбак не повязался ею. Теперь рыбак увидел твою ногу под своей кровлей и захотел эту ногу взять. Что ж, тебе, охотник, я сказал: можешь взять одежду. Теперь я говорю рыбаку: ты имеешь право на ногу охотника, можешь её отрезать. 
И рыбак отрезал охотнику ногу. 

***

У одного человека пропала верблюдица. И вдруг он видит, что она пасётся вместе со стадом одного очень уважаемого человека, знаменитого своей щедростью, красноречием и воинскими доблестями. А тот говорит: 
— Я знать ничего не знаю. Если хочешь, можешь подавать на меня в суд. 
Тогда хозяин верблюдицы обратился к старейшинам, и они взялись рассудить их. Но судьи боялись похитителя верблюдицы и решили дело в его пользу. Хозяин верблюдицы не признал решения этого суда. Выбрали новый суд. Но и эти судьи судили пристрастно, и верблюдица опять не была возвращена законному хозяину. 
После того как он вторично проиграл дело, его спросили: 
— Ну что, потребуешь нового суда? 
— Я решил довериться Ине Санвейне, — ответил он. 
А надо сказать, что Ина Санвейне был близким родственником похитителя верблюдицы. Дело было передано Ине Санвейне. 
После того как выступили истец и ответчик и были опрошены свидетели, Ина Санвейне встал и сказал похитителю: 
— Справедливость не знает ни шурина, ни тестя, ни родства, ни свойства, ни детей, ни братьев, ни отца, ни матери, она не знает ни жены, ни мужа, ни дядьёв, ни тёток, ни ближних, ни дальних, ни друзей, ни знакомых. Справедливость знает только Аллаха. Отдай верблюдицу. 
Тут хозяин верблюдицы встал, подошёл к Ине Санвейне и другим судьям и, пожав им всем руки, сказал: 
— О Ина Санвейне! Славу о тебе я разнесу по всему свету. 
Затем он вернулся домой в своё племя и всю свою жизнь, о каком бы деле ни зашла речь, говорил: 
— Надо обратиться к Ине Санвейне. 
Так Ина Санвейне стал знаменит на весь свет. 

***

Нанял торговец мальчика, чтобы тот поехал с ним за товарами. А по возвращении обещал дать ему денег. Поездка продолжалась два года и была нелёгкой для мальчика, но при расчёте торговец дал ему лишь грошовый нож. Заплакал мальчик и пошёл к судье жаловаться. 
Судья позвал торговца и сказал ему: 
— Этот мальчик говорит, что ты не заплатил ему обещанную плату. 
— Я ему всё заплатил, — отвечал торговец. 
— Ты лжёшь! — закричал мальчик. — Ты ничего мне не дал, кроме этого маленького ножика. 
— Так ли это? — спросил судья. 
— Так, — ответил торговец. — Ведь я обещал, когда мы вернёмся из поездки, дать ему то, чем едят мясо. Вот я и выполнил обещание. 
— Теперь я всё понял, — сказал судья. Он приказал слуге принести мясо и положить на него нож, который торговец дал мальчику. 
— Нож, ешь мясо! — воскликнул судья. Но нож лежал неподвижно. 
— Все видите, что нож не ест мяса? — спросил судья. — Мясо едят зубами, а поэтому вырвите зубы у торговца и отдайте мальчику. 
Торговца схватили и начали выдёргивать ему зубы. 
— О уважаемый, постой! Я отдам мальчику всё, что прикажешь, — закричал торговец. 
— Хорошо, — сказал судья, — тебе придётся выкупить свои зубы. За каждый зуб ты заплатишь один фунт. 
Получилось, что торговец должен уплатить мальчику тридцать два фунта. Так он и сделал. И ещё судья заставил его заплатить судебные издержки. 

***

Гиена, мартышка, макака и змея нанялись на службу ко льву, и каждой из них лев дал работу. Гиене он велел сторожить ослов, змее — вещи, макаке — сорго, а мартышку сделал своей комнатной служанкой. И вот каждый пошёл выполнять свою работу. Мартышка же, следуя приказу своего господина, следила за всеми. 
Однажды, делая обход, она увидела, что гиена, вместо того чтобы сторожить ослов, уснула, растянувшись на земле. Мартышка подкралась, ударом ножа распорола живот одному ослу и, обмазав пасть гиены его кровью, ушла. Потом, дождавшись, когда уснёт макака, мартышка пошла на поле, нарвала сорго и разбросала его около макаки, как будто та жевала его. Потом она подкралась к змее и, увидев, что та спит, разбросала, побила и попортила все вещи, которые та сторожила. Сделав это, мартышка с расстроенным видом отправилась к своему господину. 
— Что случилось? Почему ты такая печальная? — спросил её лев. 
— Мой господин! — ответила мартышка. — Меня огорчает то, что я видела сейчас. 
— Не скажешь ли мне, что случилось? — поинтересовался лев. И мартышка начала свой рассказ: 
— Мой господин! Те, которым вы поверили и которых удостоили чести взять к себе на службу, не оправдали вашего доверия. Гиена разорвала и съела осла, а сейчас спит мёртвым сном. Макака нарвала сорго и, наевшись, уснула. А змея, вместо того чтобы сторожить вещи, разбила их и также улеглась спать. 
Когда лев услышал это, он страшно разгневался и пошёл проверить то, о чём ему рассказала мартышка. Обойдя всех, он убедился в том, что мартышка сказала правду. Тогда он приказал схватить их, связать и отправить в тюрьму. 

***

Однажды муж и жена, которые были ворами, пошли в лес. Они выискивали, что бы украсть. Муж сказал: 
— Сделаем так: я буду красть то, что выращивают женщины, — маниоку, бананы, перец иньям, а ты — скот из загонов, за которым смотрят мужчины. Тогда никто не подумает на нас. 
Жена согласилась. И вот они стали воровать повсюду. Ни одного дня не проходило без кражи. Люди удивлялись: 
— Что же это такое?! У нас совершаются кражи, а мы не знаем, кто это делает! Маниока исчезает, бананы исчезают, мясо тоже исчезает. 
И вот люди стали искать воров и наконец в чаще леса наткнулись на мужа и жену. 
— Вы живёте здесь, в лесу, а не в деревне, так откуда же у вас еда? — спросили их люди. 
Они повели воров в деревню, чтобы судить и убить. А в те времена человека, которого подозревали в воровстве, бросали в костёр. Если он погибал, то люди знали, что кражу действительно совершил этот человек. Но эти воры, муж и жена, были очень хитрыми. Муж сказал: 
— Я хитрый человек, муж Нзеки, я завтра вернусь домой. 
И жена ответила ему: 
— Я Нзека Екила, жена хитреца, я завтра вернусь домой. 
Тут мужа и жену бросили в костёр. 
— Я не воровал скот из ваших загонов — закричал муж, и пламя пощадило его, так как действительно скот воровал не он, а его жена. 
Жена вора закричала: 
— И я не воровала бананы, маниоку, иньям! 
И она тоже не сгорела, потому что сказала правду. Так муж и жена всех перехитрили и остались невредимыми. Люди щедро одарили их, и они вернулись домой.