Притча о талантах

1 (1)

***Короткие притчи о талантах с толкованием***

Как-то разговор зашёл о выдающихся людях мировой истории. Потом пришли к решению дать определение гениальности. Кто-то изрёк:
— Гений — это человек, который владеет сверхъестественной способностью взваливать на себя трудности.
Другой сказал:
— Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.
Все присутствующие ждали, что по этому поводу скажет Старчик. Он высказался относительно гениальности так:
— Гений — это тот, кто умеет талантливо страдать.

***Притча о талантах для детей***

Жила-была певунья Канарейка. Жёлтенькая, с хохолком. Голосок у неё был небольшой, но славный — приятно было послушать, как она поёт. Её слушали и хвалили:
— Ах, какая способная!
— Какая талантливая!
А однажды она даже услышала такое:
— О несравненная!
Кто это произнёс, она так и не поняла, потому что, когда пела, по привычке закрывала глаза, но этого оказалось достаточно, чтобы она окончательно зазналась.
Скоро все заметили, что Канарейка уже не поёт, а чирикает. И на неё перестали обращать внимание…
— Послушай, «несравненная»! — сказал ей однажды Воробей. — Если уж ты взялась чирикать, то подучись у меня. Я тебе с удовольствием помогу! Хорошо чирикать тоже надо уметь!

***Мудрые притчи о зарытом таланте в землю***

Художник, чей талант иссяк давным-давно
(Сыграло в этом роль игристое вино!),
Не соблюдая самодисциплины,
Стал подходить к созданию картины,
На творчество больших не тратя сил:
Сперва на полотно из подмастерьев кто-то,
Используя оригинала фото,
Необходимый контур наносил,
А уж затем, спросонья щуря глазки,
Наш мастер по нему клал самолично краски,
Конечно, метод свой скрывая от огласки,
Поскольку критики, как все, не выносил!…
Заказчик в мастерской. Он смотрит на портрет,
Тот глух и нем… В нём «искры божьей» нет!…
 
Порвалась цепь: разрозненные звенья
Нарушили Союз Труда и Вдохновенья…

***Поучительные притчи о таланте человека***

Однажды молодой композитор пришёл к Моцарту. Он хотел знать, как развить свой талант.
— Думаю, нужно начать с простых композиций, — посоветовал Моцарт. — Песен, например.
— Но вы ведь сочиняли симфонии ещё будучи ребёнком! — запротестовал молодой человек.
— Да, это так. Но я ведь не ходил к кому-либо за советом о том, как развить свой талант.

***Библейские притчи о талантах с психологическим смыслом***

Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.

***

Твоя картина — настоящий шедевр! Я горжусь, что учил тебя! — воскликнул старый художник.
— Победил в ежегодном состязании художников не я, а сын губернатора, — с горечью в голосе произнёс молодой художник.
— Это не убавило твоего таланта, — учитель обнял молодого художника. — Ты должен работать как можно больше, и твой талант пробьёт себе дорогу.
Прошло время, молодой художник выгодно продал первую картину и начал писать новую, но так и не смог закончить её. Большую часть времени он проводил с друзьями, а на хлеб и краски зарабатывал случайными заказами.
Однажды художник сидел с друзьями в ресторанчике.
— Когда мы увидим твой новый шедевр? — спросили его друзья.
— Чтобы закончить картину, мне нужна искра: любовный порыв, страсть, потрясение. Без этого мои лучшие духовные силы засыпают, и у меня исчезает вдохновение, — пылко заявил молодой художник.
— Вдохновение — это готовность к работе, — вдруг раздался голос учителя, который стоял в дверях. — Я стыжусь, что не научил тебя самому главному.

***

Два друга, один — молодой купец, другой — художник, отправились вместе ужинать. Один из них был весел. После выгодной торговли его кошелёк был набит деньгами. Второй не продал ни одной картины и со страхом думал, как дальше жить.
— Хватит хмуриться, я тебя угощаю, — засмеялся его товарищ.
Хорошая еда улучшила настроение художника. Но он увидел за соседним столиком богато одетого чиновника с бокалом вина и снова помрачнел.
— Посмотри на того человека. Он может позволить себе всё, а я ничего. Что толку, что мои картины хвалят, если их не покупают, — расстроился художник.
— Не печалься, что у тебя нет чина, а печалься, что нет таланта, если не хочешь, чтобы твоя судьба изменилась, — вдруг сказал богатый чиновник.
— Я очень хочу изменить свою судьбу! — воскликнул художник.
На следующий день молодому художнику пришло приглашение на работу в министерство. Ему предлагали хорошую зарплату и дом, но работать нужно было много. Художник согласился. Вскоре о красках пришлось забыть. В выходной день он иногда брал в руки кисти, но не мог ничего нарисовать. Работа полностью забирала его силы. Тогда он шёл в ресторан и отдыхал за столиком с бокалом дорогого вина.
В мастерскую к молодым художникам часто заходил богатый старик. Он был другом хозяина мастерской. Говорили, что в молодости они вместе учились рисовать. Старик садился в углу и смотрел, как художники работают. Когда кто-нибудь из юношей жаловался на свою судьбу, старик тихо бормотал: «Не печалься, что у тебя нет чина, а печалься, что нет таланта».

***

На вершине высокой горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В долине её ждали те, кто хотел посвятить свою жизнь искусству: музыке или пению, скульптуре или живописи. Они знали, что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин её дара.
— Мои стихи усладят слух людей изящными строфами, — восклицал поэт.
— Я буду нежными звуками музыки радовать сердца, — говорил музыкант.
— Я нарисую картины, воспевающие красоту, — обещал художник.
Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:
— Почему ты не рассказал о своей мечте?
Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.
— Ты станешь непревзойдённым скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства — заставлять биться быстрее человеческое сердце, — произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант.

***

Прибежал как-то к Старчику сосед. По всему было видно, что он в приподнятом настроении.
— Дорогой друг, — говорит он добродуму. — У меня открылся чудесный дар!
— Какой?
— Любую книгу полистаю, и пускай она будет любой толщины, — всё содержание мигом запомню, до последнего слова! Вот давай я тебе продемонстрирую…
— Слыхал я о твоём даре, — остановил его Старчик, — и нисколько не сомневаюсь. Скоро обед. А я хочу приготовить для моих братьев толчёной картошки. Ты не мог бы мне помочь чистить?
— С удовольствием.
— Вот и хорошо. Вот тебе большая кастрюля под очистки, а я возьму себе маленькую.
Взялись за работу. Пока Старчик одну картофелину очистит, а сосед уже пять; Старчик за другую, а сосед — десятую чистить завершает.
По окончанию работы, Старчик сказал:
— Разглядел я в тебе, соседушка, ещё один дар, такой ты у нас талантливый.
— Ещё бы, — удовлетворённо улыбнулся тот. — У тебя, дорогой друг, очистками едва дно кастрюли покрыто, а у меня кастрюлища — хоть утрамбовывай!
— Всё так, — согласился седовласый. А потом, вдруг, сказал: — У меня голова маленькая и почти пустая. У тебя же голова — палата…

***

На крещение принца были приглашены три феи. Первая преподнесла ему в дар умение любить. Другая — деньги, чтобы он мог делать, что захочется. Третья же наделила его красотой.
Но тут явилась злая колдунья. Она была в ярости оттого, что её не пригласили. Сдерживая гнев, старуха сказала:
— Хоть у тебя уже всё есть, я дам тебе ещё кое-что. Ты будешь талантлив во всём, за что ни возьмёшься!
Принц рос красивым, богатым и влюбчивым. Однако исполнить своё предназначение на Земле ему никак не удавалось. Он был превосходным живописцем, одарённым скульптором, блистательным математиком, замечательным музыкантом, но ни в какой из областей не мог выполнить свою задачу до конца, потому что, начав одно дело, тут же отвлекался и принимался за другое.


***

Старый поэт написал много книг, но каждый раз утром ему приходила в голову новая идея. Поэт спешил сесть за работу, чтобы выплеснуть свои мысли на бумагу. Поэт писал стихи как для взрослых, так и для детей. Люди любили его книги. Сотни молодых авторов приносили поэту свои стихи. Он внимательно читал все рукописи. Иногда авторы писали неплохие стихи. Тогда поэт советовал:
— Великие таланты зреют медленно. Трудитесь без устали. Только опыт создаёт настоящего мастера./
Очень редко попадались талантливые стихи. Тогда старый поэт обнимал автора и радостно восклицал:— Своему таланту поднимай паруса. Вас ждёт большое плавание.
В основном молодые авторы приносили старому поэту посредственные или совсем неудачные стихи. Поэт всегда честно высказывал своё мнение.
— Вы хороший человек, но плохой поэт.
Обычно молодые авторы не спорили, хотя им часто не нравилось мнение старого поэта. Только один юноша заявил:
— Пусть мои стихи хуже ваших, но они имеют право быть напечатанными.
— Нельзя спеть песню, если нет голоса, — заметил поэт.
— Песни поют все: и голосистые, и безголосые, — возразил юноша. — Найдутся и у моих стихов читатели. Произведения любого поэта или писателя — это творчество, и оно должно быть издано.
Выслушав молодого человека, старый поэт задумчиво сказал:/
— В каменоломню камней не носят. Тем более камни не нужны на руднике, где добывают изумруды.

***

Со дня рожденья четверть века
Справлял в дубраве Курский Соловей.
(Немалый срок и в жизни человека,
А соловью — тем паче юбилей!)
Среди лесных певцов подъём и оживленье:
Окрестные леса
Вручают юбиляру адреса.
Готовится банкет. Концерт на два часа.
И от Орла приходит поздравленье.
Счастливый юбиляр растроган и польщён —
Не зря в своих кустах свистел и щёлкал он…
За праздничным столом в тот вечер шумно было.
На все лады звенели голоса,
И лишь Ворона каркала уныло:
«Подумать только, чудеса!
Уж мне за пятьдесят давно перевалило,
И голосом сильней, и всем понятней я,
И столько раз Сова меня хвалила…
А юбилей — поди ж ты — Соловья!..»
 
***
Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых,
А попадаешь всё в знакомых…

***

У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чём он совсем не годен.
А мой совет такой:
Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
Какой-то смолоду Скворец
Так петь щеглёнком научился,
Как будто бы щеглёнком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил,
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, —
А Скворушка завистлив был, к несчастью, —
И думает: «Постойте же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом».
И подлинно запел,
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козлёнком,
То непутём
Мяукал он котёнком;
И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем.
Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щеглёнком,
Чем дурно соловьём. 

***

Весь день люди стучали, спорили и шумели. Когда ночью всё затихало, дом жалобно скрипел. Он очень уставал от шума. Но однажды дом услышал новый шум. От этого шума ему вдруг стало радостно, словно сбылась его мечта стать уютным домом для людей.
Дом посмотрел всеми своими глазами-окнами и увидел, что возле него человек играет на гармошке и поёт песни о друзьях, красоте и любви. Жильцы дома тоже распахнули окна и стали слушать. Когда музыкант закончил пение и игру, дом произнёс:
— Дорогой музыкант, у меня есть свободная квартира на первом этаже. Не хотите ли вы занять её?
— Я беден, и мне нечем платить за квартиру, — вздохнул музыкант.
— Вы можете платить песнями и музыкой, другой платы мне не надо.
— Этого добра у меня достаточно, — засмеялся музыкант и поселился в квартире на первом этаже.
С тех пор жизнь в доме изменилась. Как только раздавались звуки песни, стихали ссоры. Люди выходили во двор и танцевали под музыку гармошки. Старый дом боялся скрипнуть и помешать этим чудесным звукам жизни.

***

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днём.
Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослеплённая этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.
— Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? — воскликнула бритва. — Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щёки и подбородки неотёсанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке.
С той поры её и след простыл.
Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг. Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.
— Зачем я поддалась соблазну? — горько заплакала бритва. — Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей работой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!

***

В течение тридцати пяти лет Поль Сезанн жил в полной безвестности; он писал шедевры и дарил их ни о чём не догадывающимся соседям. Его любовь к искусству была столь всеобъемлюща, что ему никогда не приходила мысль о том, что его гений будет признан во всём мире; он не мог даже предположить, что когда-то его будут называть отцом современного изобразительного искусства.
Своей славой он обязан одному парижскому дельцу, рискнувшему как-то купить несколько его картин и представить миру искусства первую выставку работ Сезанна. Мир восторженно открыл для себя великого художника.
Сезанн был ошеломлён. Он прибыл в художественную галерею, опираясь на руку сына, не в состоянии скрыть своего изумления от того, что видит на выставке свои собственные работы. Повернувшись к сыну, он сказал:
— Посмотри, они вставили их в рамки.

***

— Господин Гений, — крикнула секретарша, — к вам посетитель!
— Скажите, что у меня нет времени.
— Теперь есть, — успокоил Гения посетитель, проходя сквозь дверь. — Всё в порядке.
— А вы, собственно, кто? — спросил Гений.
— Я-то? Да я и есть Время. Привет.
— Привет, — пробормотал Гений. — Какими судьбами?
— Я по делу. Насилу догнало, — пожаловалось Время. — За тобой, знаешь ли, не угонишься.
— Да, мне часто говорили, что я опережаю своё время.
— Вот-вот, — энергично кивнул посетитель. — Вечно вы куда-то спешите, вечно у вас времени нет. А откуда ему взяться? Вы же не подождёте, вам же некогда! Но теперь всё!
— Что всё? — спросил Гений.
— Всё — это значит всё, я пришло. Твоё время.
— Пришло моё время? — испугался Гений. — Но я не хочу умирать! Я ещё так молод!
— Умирать? Зачем? — удивилось Время. — Просто я тебя догнало, теперь мы наравне. Ты меня больше не опережаешь. И, кстати, учти — ты отныне не гений, а так… одарённая личность.
— Почему-у?
— Потому что идёшь в ногу со Временем. Какой же ты гений после этого?
Время оглянулось по сторонам и доверительно склонилось к Гению.
— Я бы и раньше пришло, — призналось оно, — да как-то неловко было, заваливаться с бухты-барахты к великому человеку. Кто бы меня представил? А теперь у тебя секретарша есть.

***

Два сына были у отца: старший — земледелец, а младший — музыкант. Когда отец умер, старший сын забрал ферму, а младший взял только гармошку и уехал в город. С тех пор братья не виделись. Младший брат писал иногда письма, но ему не отвечали. Старший брат прочёл только первое письмо, в котором младший сообщил, что учится на музыканта.
— Видно, не способен мой брат работать, — решил старший брат и больше его писем не читал.
Целыми днями он трудился на ферме. Сначала всё шло хорошо, но потом случилось несколько неурожайных лет. В придачу жена тяжело заболела. Лечение требовало денег, и хозяйство пришло в упадок.
Однажды на ферму приехала кибитка, и из неё вылез богато одетый человек.
— Как ты изменился! — воскликнул поражённый фермер, узнав младшего брата. — Видно, прибыльным делом занимаешься.
— Я известный музыкант, — ответил тот. — Но что с тобой случилось?/
— Беды подкосили нас, — пожаловался старший брат.
— Разве тебе не помогло золото, которое отец зарыл под дубом? — поинтересовался младший брат.
— Я ничего о золоте не знал, — удивился старший.
— Отец перед смертью рассказал мне, что зарыл золото под дубом на чёрный день. Я писал тебе об этом и предлагал забрать золото, — объяснил младший брат.
— Не читал я твои письма, думал — пустые они, — признался старший.
— Эх, брат! Значит, ты забыл, как отец говорил нам: «Если хотите научиться читать, не смотрите, кто писал, смотрите, что написано», — заметил младший брат.

***

Жил один мастер. Он резал из дерева красивые киоты и иконостасы, богато украшал их золотом и серебром. Слава о его мастерстве разнеслась по всей округе. Богатые люди охотно покупали киоты и иконостасы, вышедшие из-под резца мастера, и всю свою жизнь жил он в довольстве и достатке.
Настал день, и смерть с косой пришла и в его дом. Предстала его душа перед Господом, трепеща от страха. Подвёл его Господь к краю пропасти и указал перстом вниз. Глянул резчик вниз, а там, на самом дне, лежат все киоты и иконостасы, что он в земной жизни своей сделать успел.
— Господи! — взмолился он. — Разве неугодны были тебе дела мои, что я с таким тщанием и любовью совершал?
И ответил ему Господь:
— Отметил я тебя талантом великим. Но не киотов золочённых и не иконостасов резных ждал я от тебя, а милосердия и любви. А этого не дал ты ни мне, ни людям.

***

На одной лекции Мастер сказал:
— Гениальность композитора проявляется в написанной им музыке, но, разбирая ноты, гениальность не увидишь. Талант поэта заключается в его стихах, но, изучая стихи, талант не постигнешь. Бог проявляет себя в Мироздании, но самым тщательным исследованием Вселенной Бога не обнаружишь, подобно тому, как старательным обследованием тела не выявишь душу.
После лекции кто-то спросил:
— Как же тогда постичь Бога?
— Смотреть на мир, ничего при этом не анализируя.
— А как нужно смотреть?
— Крестьянин, стремящийся найти красоту в закате солнца, будет видеть лишь солнце, тучи, небо и линию горизонта до тех пор, пока не осознает, что красота не существует сама по себе. Красота — это способность видеть. Попытки познать Бога будут тщетными до тех пор, пока вы не поймёте, что Бога нельзя увидеть как некую сущность, для этого требуется особое умение видеть, свойственное лишь маленьким детям, — не искажённое надуманными доктринами и убеждениями.