Притчи о зле

IPOTECA-RU-06

***Притчи о добре и зле***

Один юноша задал Платону вопрос:
— При каких условиях богатство является злом и при каких — добром?
На такой вопрос последовал от Платона ответ:
— Для таких добрых и честных людей, как ты, богатство является добром; для людей, умеющих пользоваться деньгами, оно также есть добро; но для бесчестных и не умеющих пользоваться им оно есть зло. Так и во всех других делах: каковы пользующиеся ими, таковы у них и дела.

***Короткие притчи о зле***

Антисфена спросили:
— Что делая, ты мог бы быть добрым и честным?
Он ответил:
— Познавая, что зло, которое ты имеешь, отвратительно для знающих о нём.

***Притча о злом человеке***

Как-то во время беседы о зле мудрец сказал:
— Рассказывают, в одном краю появился мастер, создавший волшебные зеркала. Много зеркал! Он установил их на улицах и площадях, принёс во дворцы. Его зеркала не просто отражали человека, а показывали его замыслы и то, что совершил. Почему зеркала были разбиты, мастер казнён, а никто, из смотревшихся в них, не был против?
На что ученик спросил мудреца:
— Если бы люди не говорили, а обменивались мыслями, читая их друг у друга, перестали бы они злоумышлять? Ведь скрыть умысел тогда было бы невозможно.
— Но умысел нередко и не скрывают, — возразил тот. — Его всего лишь не считают злым.

***Притчи на тему зла***

Змея плыла по реке на пучке терновника. Лисица увидела её и сказала:
— По пловцу и корабль!
Против человека дурного, что берётся за злые дела.

***Притчи про злых людей***

Царю Хосрову был задан вопрос:
— Кому из людей ты пожелал бы в первую очередь поумнеть?
Он ответил:
— Моим врагам. Замечено, что умные, замыслив злое, очень редко выступают в поход. Глупых же ничто не останавливает от безрассудных поступков.

***Поучительные притчи про зло***

Аму спросили:
— Как отличить добро от зла? Каждый говорит, что он за добро, а творит столько зла, воюя за своё добро против чужого…
Он отвечал:
— Добро — то, что обрадуется, уступая лучшему.
— А разве такое бывает? — удивились его словам.
Аму усмехнулся:
— Вы не спрашивали: «Есть ли добро?» Вы спросили: «Как отличить добро от зла?»

***

Мастер сказал социальному работнику:
— Боюсь, вы делаете больше зла, чем добра.
— Почему?
— Из двух условий справедливости вы выделяете лишь одно.
— Какое же?
— Бедные имеют право на хлеб.
— А второе?
— Бедные имеют право на красоту.

***

Вечером у костра беседовали наставник и его ученик:
— Учитель, как вы думаете, что такое добро?
— Думаю, что добро — это отсутствие зла.
Юноша не унимался:
— А чем тогда является зло? Когда оно появилось?
Учитель долго смотрел на огонь, потом повернулся и сказал:
— Что для тебя зло ты можешь определить только сам. Когда именно родилось зло сказать сложно, но пока не появился человек, зла на Земле точно не было.
— Неужели человек — это и есть зло для природы? Но ведь природа-мать зачем-то произвела человека?
— А разве мать рожает, кормит и воспитывает дитя с какой-то определённой целью? Но, всё же, она очень рассчитывает, что её дитя вырастет хотя бы благодарным…

***

Однажды могущественный владыка похвалил своего жеребца. Эту похвалу услышал советник властелина, и вскоре во все концы страны были посланы отряды воинов с приказом убивать всех хороших жеребцов, чтобы во всей Поднебесной не нашлось коня, превосходящего жеребца владыки.
Узнав об истреблении лошадей, властелин очень рассердился, но виновные в содеянном так и не были найдены.
Недаром старые люди говорят: «Даже доброе слово господина в делах усердных слуг может обращаться во зло».

***

Однажды Ученик сказал своему наставнику:
— Учитель, я хочу, чтобы обо мне долго помнили.
— Это несложно. Сотвори зло, — ответил тот.
— Но я не желаю никому зла! Я хочу творить добро, как и ты сам! — возмутился Ученик.
Учитель окинул взглядом вершины гор, вздохнул и спросил:
— И тебя не пугает одиночество?



***

Мухаммед однажды сказал Вабишаху:
— Не правда ли, ты пришёл за тем, чтобы спросить меня, что есть добро и что есть зло?
— Да, — отвечал тот. — Я пришёл именно за тем.
Тогда Мухаммед обмакнул в миро свои пальцы, коснулся ими его руки, сделав знак в направлении сердца, и сказал:
— Добро — это то, что придаёт твоему сердцу твёрдость и спокойствие, а зло — это то, что повергает тебя в сомнение, даже в такое время, когда другие люди оправдывают тебя.

***

Старуха, взяв головешку из костра, поспешила в сторону моря.
— Старуха, куда ты спешишь, — спросили её люди.
— Иду поджечь море.
— А разве можно море поджечь, — недоумевали люди?/
Но старуха знала своё дело. Не оборачиваясь назад, она сказала:
— Я своё зло совершу. Захочет море — пусть горит, не захочет — как угодно…

***

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не даёт им спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила:
— Но ты ещё и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестёр.
Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве:
— Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на всё есть отговорки, я тебя не съем?
Когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

***

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле её норы, чтобы убить сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним.
— Нет, — ответила змея, — ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне — глядя на могилу сына.
Басня показывает, что после сильной вражды нелегко бывает примирение.

***

Ученики часто спорили о том, что такое добро и что такое зло. Иногда ответ был очевиден, иногда нет. Если Мастеру и случалось присутствовать при этих спорах, он не принимал в них никакого участия.
Но однажды его всё-таки спросили:
— Правильно ли убить того, кто хочет убить меня? Или неправильно?
— Откуда мне знать? — прозвучало в ответ.
Ученики были шокированы:
— Как же тогда отличить добро от зла?
Мастер ответил:
— Следует ещё при жизни умереть для себя. Умереть полностью, тотально. А затем поступайте так, как считаете нужным — все ваши действия будут правильными.

***

Жил некий человек, творивший много всякого зла, но при этом великий богомолец. В свободное от злодеяний время он молился и плакал.
Предстал перед ним ангел и сказал:
— Господь не сподобил тебя рая за твои злодеяния, но ты такой богомолец, что, кроме рая, он даст тебе всё, о чем ни попросишь.
Тот человек ответил:
— Если мне не дано быть в раю и если вам угодно исполнить любую мою просьбу, пусть обратит меня в такого великана, чтобы никто, кроме меня, не мог поместиться в аду.
Этого Бог не мог сделать и допустил его в рай.

***

Рабби Шломо из Карлина спросил:
— Каково самое дурное деяние злого начала?
И ответил сам себе:
— Когда человек забывает, что он — царский сын.

***

Какой-то человек пришёл на пасеку, когда пасечника не было, и унёс с собой соты и мёд. Вернулся пасечник, увидел, что ульи пустые, остановился и начал их осматривать. А пчёлы прилетели с поля, заметили его и стали жалить. И пасечник, больно искусанный, сказал им:
— Негодные вы твари! Кто украл ваши соты, того вы отпустили, не тронув, а меня, кто о вас же заботится, кусаете!
Так иные люди, не умея разобраться, от врагов не защищаются, а друзей отталкивают как злоумышленников.

***

Некий царь часто ходил в мечеть поклониться Богу, и всегда впереди него бежали стражники, прокладывая ему дорогу, сбивая с ног всех встречных и жестоко избивая тех, кто медлил освободить дорогу. И получалось так, что, когда этот государь шествовал на поклонение, проливалось много невинной крови его народа.
Однажды некий человек, избитый без вины, сказал владыке:
— О царь! Твой путь грешен, потому что светлую и чистую молитву ты превращаешь в наказание всего народа. Почему же мы должны так страдать, когда ты изволишь посещать мечеть?

***

— Как Мастер объясняет существование зла в мире? — спросил посетитель.
Один из учеников ответил:
— Никак не объясняет. Он слишком занят, чтобы заниматься ещё и этим.
Другой ученик добавил:
— Люди либо постоянно борются с миром, либо изнывают в нём от скуки. Мастер находит мир изумительным, удивительным, непостижимым — он просто восхищён им.