Притчи об учителе

content_132149232

***Короткие притчи про учителя***

Уученика спросили:
— Зачем нужен Мастер?
— Научить тому, что ты всегда знал, показать то, на что ты всегда смотрел, — ответил ученик.
Ответ озадачил спрашивающего, и ученик добавил:
— Благодаря картинам художника я научился видеть закат солнца. Благодаря мудрости Мастера я научился ощущать реальность каждого мгновения.

***Лучшие притчи об учителе и учениках***

Мудрец Аскалони редко произносил речи. Но когда это случалось, ученики приходили в восторг от его идей.
— Не могли бы вы учить тогда, когда всем нам удобно собираться? — спросили они. — Дело в том, что многие из нас имеют семьи и не всегда могут присутствовать при ваших наставлениях.
— Для этого вам придётся искать кого-нибудь другого, — ответил он, — ибо я учу только тогда, когда не чувствую в себе тяги к учительству. Но имеются такие, кто может учить, когда есть кому слушать. Это и есть те, кто испытывает побуждение учить и, следовательно, они и должны говорить понятно для слушателей.

***Мудрые притчи о школе и учителях***

Некто, ищущий знания, попросил мудреца-отшельника быть своим наставником. Тот отказался.
— Но почему?
— Скажи мне, если корабль в море настигнет шторм, и ты будешь на палубе, то начнёшь ли искать капитана или схватишься за мачту корабля.
— Схвачусь за мачту, чтобы не смыло волной.
— Но капитан самый знающий на корабле, почему бы не найти его?
— В шторм капитан не поможет.
— Тогда зачем в своей жизни ты занимаешься поисками «капитана»?
— Но ведь вы тоже ищете, и ваш опыт поисков гораздо больше моего…
— Я? Меня уже смыла волна!

***Поучительные притчи про любовь к учителю***

Как-то Риндзай попросил своего старшего ученика:
— Скажи что-нибудь об Истине.
Старший ученик подошёл к Риндзаю и ударил его. Тот засмеялся и сказал:
— Правильно! Ты поступил хорошо, потому что спрашивать нельзя. Ведь каждый вопрос неверен! Когда ученик может ударить Мастера, он сам стал Мастером. Теперь иди и учи других.

***Притча о благодарности учителю***

Странствующий духовный искатель спросил Мастера, как отличить лжеучителя от истинного. Ответил Мастер:
— Хороший учитель обучает практике, плохой — только теории.
— А как мне отличить хорошую практику от плохой?
— Так же, как фермер отличает хорошие всходы от плохих.

***Притчи и легенды об учителях и образовании***

Учитель! Я вчера спрашивал, как мне быстро разбогатеть, а Вы сказали: «Купи лотерейный билет». Я купил, заполнил, но он не выиграл!
— Значит, ты его заполнил неправильно.

***Притчи о самообразовании учителя и здоровье***

Учитель состарился, но продолжал учить детей.
— Дедушка, почему ты всю жизнь работал, а ничего не заработал? — спросил однажды старого учителя его внук.
— Люди мало платили мне. Одни родители не хотели платить, а другие не могли заплатить, но я всё равно учил их детей, — объяснил дед.
— Зачем ты это делал, дедушка?! — удивился внук. — Ты самый мудрый человек из всех. Ты столько всего знаешь!
— Да, я скопил за свою жизнь немало знаний. Если ты отдаёшь деньги, они уменьшаются, а если отдашь знания — они прибавляются. Моё богатство — это знания, — с улыбкой объяснил старый учитель.

***Притчи об учителях и жизни***

Однажды Учитель спросил меня: 
— Чувствуешь ли ты вкус воздуха? 
Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов. 
— Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса? 
Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.
— Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос. 
Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня и я вдохнул полной грудью Жизнь.
— Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись.
— Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда.
Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом.
Не ешь то, в чем нет главного вкуса.
Не говори с тем, кто душевно мертв.
Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать… 

***

Суфийский мастер Джунайд работал с одним юношей. Джунайд жил настолько обычной жизнью, что нужно было быть очень проницательным, чтобы понять, что рядом просветлённый. Во всём он был совершенно обычным.
Юноша, который с ним работал, постоянно показывал свою осведомлённость, и что бы Джунайд ни делал, он говорил:
— Неправильно. Это нужно делать так. Так будет лучше.
В конце концов Джунайд засмеялся и сказал:
— Молодой человек, я не настолько молод, чтобы знать так много.

***

Шарикари сказал:
— Рассказывают, что кузнечик принёс травинку в дар царю Соломону Мудрому, сыну Давида, мир ему.
Когда осел хочет что-нибудь похвалить, он говорит: «Да это прямо-таки чертополох».
Когда человек хочет почтить мудрого, он воздвигает ему святилище и называет его религиозным учителем.



***

Аль-Араби однажды сказал о назначении Учителя:
— Люди считают, что шейх должен творить чудеса и являть озарённость. Однако единственное, что требуется от Учителя — это обладать всем тем, в чём нуждается ученик.

***

К учителю Шо часто приходили с разными вопросами, и он всегда удивлял своими ответами.
— Как распознать настоящего мудреца, Учитель? — спросил его один из учеников. — Ведь кто только не учит!
Учитель Шо улыбнулся и ответил:
— Настоящий мудрец не учит. Он учится.

***

Мастер лежал в предсмертном забытьи. Время от времени он приходил в себя и видел рядом своего любимого ученика.
— Ты почему не отходишь от меня? — спросил он.
— Я не могу, учитель.
— Почему?
— Потому что ты — свет моей жизни.
Мастер вздохнул.
— Неужели я так ослепил тебя, сын мой, что ты отказываешься видеть свой собственный свет?

***

Обаку обратился к собравшимся монахам:
— Все вы, без исключения, питаетесь отходами от изготовления вина. Сколько бы паломничеств вы не совершили, сколько бы книг вы не прочитали, скажите мне, где вы сейчас? И ещё, знаете ли вы, что во всём Китае нет ни одного мастера дзэн?
В это время один монах вышел вперёд и спросил:
— А что вы скажете о тех, кто в разных частях Китая обучает монахов и ведёт их к истине?
— Я не говорю, что нет дзэн, я говорю, что нет учителей, — ответил Обаку.

***

Вот история об одном учителе, который тратил большую часть платы за обучение на выпивку. Когда об этом стало известно, ученики покинули его со словами: «Мы с трудом понимаем, что он говорит».
Его друг, тоже учёный, предложил ему бросить пить, так как у него теперь мало учеников.
На это пьяница ответил:
— Я работаю, чтобы заработать денег на выпивку. А ты хочешь, чтобы я прекратил пить, чтобы начать работать!

***

Учитель, я знаю, что до тебя о Творце и Миссии Души на Земле учили Пифагор, Махавира, Зороастр, Будда, Иисус, Мухаммед, Нанак и многие другие. Но скажи, почему в мире было так много Учителей?
— Энергия Бога — едина. Творец подобен электричеству. Учителя человечества подобны проводникам, подключённым к электричеству. Но каждый проводник не может работать вечно, ибо всё земное — тленно. Энергия одна, но тела — различны. Тела меняются подобно лампочкам, но энергия остаётся одна и та же.

***

Шейх Абу Тахир Харами имел обычай учить в процессе выполнения каждодневной работы. Однажды он в сопровождении ученика въехал на базарную площадь. Увидев его кто-то закричал:

— Смотрите, сюда идёт главарь неверующих!

Ученик Харами, пылая гневом, окликнул клеветника. За этим последовала шумная ссора. Суфий успокоил ученика, сказав ему:
— Если ты прекратишь этот шум, я покажу тебе, как можно избежать подобных неприятностей.
Они направились в дом старого Учителя. Шейх велел принести шкатулку с письмами.
— Взгляни на эти письма. Все они адресованы мне. Но начинаются они по-разному. В одном письме меня величают «Шейхом Ислама», в другом — «Возвышенным Учителем». Здесь я назван «Мудрецом Двойных Святилищ». Есть и другие обращения. Ты видишь, что каждый именует меня в соответствии с тем, кем я в его представлении являюсь. Но я не соответствую ни одному из этих обращений. Люди дают другим имена, отражающие их представление о данном человеке. Именно так и поступил этот несчастный на базарной площади. И всё же по отношению к нему ты сделал исключение. Почему — раз это общее правило жизни?

***

За тысячи лет до того, как Хидр стал широко известен людям, он ходил по земле, разыскивая тех, кого бы он мог учить. Когда он находил подходящих учеников, он давал им Знание Истины и разных полезных искусств. Но сколько бы раз он не вводил новое знание, столько раз оно искажалось и неправильно использовалось. Людей интересовало только применение способностей и законов, а не глубинное понимание, поэтому знание не могло развиваться в целом.
Однажды Хидр решил применить совсем другие средства обучения. Множество вещей он превратил в противоположность. Так, например, то, что обычно было мокрым, он сделал сухим, а сухое — мокрым.
Преобразовав огромное количество вещей, Хидр однажды в будущем вернётся назад, чтобы показать, что есть что. До тех пор, пока он не сделает этого, лишь очень немногие будут иметь возможность получить пользу от работы Хидра. Те, кто не способен получать пользу, это как раз такие люди, которые любят говорить: «Это я уже знаю», в то время как на самом деле они ничего не знают.

***

Чжуан-цзы, стоя на похоронах перед могилой Хуэй Ши, повернулся и сказал сопровождающим:
— Среди иньцев был человек, который посадив на нос пятнышко глины величиной не более крылышка мухи, просил плотника Ши стесать его. Плотник Ши начинал вращать над головой топор так, что поднимался ветер, и, улучив момент, сбривал пятно топором, не задев носа, а инец и глазом не успевал моргнуть. Услышал об этом сунский царь Юань, призвал к себе плотника Ши и сказал ему:
— Попробуй стесать и у меня, единственного из людей.
— Ваш слуга и вправду мог стесать пятно с носа, — ответил царю плотник, — но мой партнёр умер, и теперь у меня нет подходящего материала.
Так вот, — продолжил Чжуан-цзы, — с тех пор, как умер учитель Хуэй Ши, у меня тоже не осталось друга, с кем мог бы я оттачивать искусство беседы.

***

Однажды один ученик получил посвящение от своего Учителя и сразу же пришёл с вопросами:
— Гуруджи, мне трудно жить в ашраме, можно я женюсь?
Гуру ответил без энтузиазма и заинтересованности:
— Да, можно.
— Спасибо большое, Учитель! А могу ли я заняться бизнесом, жить как нормальный человек, деньги зарабатывать? Позволите?
— Да.
И на всё, что он просил, Учитель отвечал: «Делай. Делай. Делай, что хочешь».
Ученик ушёл радостный, но чувствовал что-то странное: нет связи с Учителем.
При этом присутствовал другой ученик. Он догнал вновь посвящённого и сказал:
— Ты знаешь, когда Гуру всё позволяет своему ученику, значит ученик в очень плохом состоянии.
Неофит вздрогнул, заволновался и вернулся обратно:
— Учитель, я может быть что-то не то говорил, может оскорбление или ошибку какую совершил? Скажите прямо. Я себя почему-то плохо чувствую. Вы мне всё разрешили, а у меня на душе плохо.
Тут Учитель сказал:
— Ты получил инициацию. Теперь ты должен спросить меня: «Как я могу служить?» Спросить не что ты хочешь, а что духовный учитель хочет. Вот, что значит посвящение.